Анна Павлова, история любви

Анна Павлова, история любви

Анна Павлова, история любви

Либретто — литературная основа балета или оперы, история, где кипят страсти -любовь, месть, зависть, предательство. История отношений балерины Анны Павловой и аристократа Виктора Дандре так похожа на балетное либретто…

Анна Павлова родилась 31 января 1881 года в селе Лигово под Петербургом. Ее матерью была прачка Любовь Павлова, а отцом, как утверждала позже сама балерина, — известный петербургский купец Лазарь Поляков. У купца была большая семья, и когда он узнал, что горничная Люба беременна, выгнал ее и не пожелал больше ничего слышать ни о ней, ни о ребенке. Официально Анну записали дочерью отставного солдата, который до женитьбы на Любови Павловой звался Шабтаем Шамашем и происходил из караимов. Кто на самом деле был отцом девочки, так и осталось тайной. Отчество у нее было по фамилии — Павловна.

Малышка родилась семимесячной, а на дворе стоял страшный мороз. У ребенка было мало шансов выжить, но бабушка обернула внучку ватой и поила козьим молоком. Анна росла худой и болезненной. Незаконнорожденных детей матери в то время обычно отдавали в приют, где они быстро умирали, не получая достаточного ухода. Но Люба очень любила дочку и не долго ломала голову, как жить дальше. Она узнала, что для «падших женщин» организованы благотворительные курсы, на которых можно получить полезную профессию. Так Любовь Павлова стала швеей.

Анна всю жизнь обожала мать, прислушивалась к ее советам и брала с собой в поездки. «Мы были очень, очень бедны, — вспоминала Анна. — Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, объявила, что поедем в Мариинский театр. «Ты там увидишь волшебниц», -сказала она. Давали «Спящую красавицу». С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, почувствовала над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» — с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как красивая дама, что изображает Спящую красавицу»

Многие девочки мечтают стать балеринами, но Анна была просто одержима танцем. Она танцевала везде дома и даже на улице, поэтому мать решила отвезти ее в Императорскую балетную школу. Особо талантливых детей там брали на полный пансион. Однако в этот раз Анну не приняли, она была слишком мала, и целых два года девочка жила мечтой.

Балетное отделение

В 1891 году Анна Павлова поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где проучилась шесть лет. Будущих балерин строго муштровали. Но Анна была увлечена занятиями, получала хорошие отметки, ее ставили в пример остальным ученицам, а этого обычно не любят. Поэтому Анна не пользовалась популярностью, кроме того, она была длинноносая, смуглая и худая, тогда как в балете в то время ценились округлые формы. Павлова вообще сильно отличалась от остальных воспитанниц своей необыкновенной подвижностью с налетом нервозности. Позднее критики придумали название для ее манеры исполнения — «психологический танец».

В 1897 году Павлова окончила училище, оказавшись одной из первых в выпуске. Позже один из зрителей, попавший на ее выпускной спектакль, вспоминал: «Тоненькая, стройная и гибкая, как тростинка, с наивным личиком южной испанки, воздушная и эфемерная, она казалась хрупкой и изящной, как севрская статуэтка».

К концу XIX века вкусы начали меняться, господствующие позиции занял стиль модерн с пристрастием к хрупким формам с изломанными линиями. В Европе образцом этого стиля стала французская актриса Сара Бернар, которую в детстве тоже, как и Анну, дразнили «шваброй».

Павлову пригласили в труппу Мариинского театра. О ее манере исполнения много спорили, но все сходились во мнении, что она выдающаяся танцовщица. В 1902 году балерина решила расторгнуть контракт с Мариинским театром и начать самостоятельные гастроли по России и за рубежом. Во Франции она присоединилась к труппе Дягилева, став звездой «Русских сезонов». Именно тогда она исполнила свой знаменитый танец «Умирающий лебедь».

Российская столица ни в чем не хотела уступать Парижу, и в Петербурге появился свой полусвет, где царили «камелии» и дамы творческих профессий. Актрисы обычно были простого происхождения, и, чтобы сделать карьеру, им требовался, как правило, богатый покровитель. В начале XX века возник целый круг аристократов-балетоманов. Великие князья открыто содержали балерин, которые считались их гражданскими женами.

Со знаменитым импресарио Сергеем Дягилевым Павлову свел ее покровитель — обрусевший француз, статский советник, прокурор сената Виктор Дандре. Он обратил на девушку внимание сразу после ее выпуска. Постоянный посетитель балетных спектаклей генерал Безобразов предложил ему развлечься с начинающей балериной из «Мариинки». Анна страстно влюбилась в Дандре.

Аристократ жил на широкую ногу, осыпал любовницу дорогими подарками, купил ей квартиру в центре Петербурга и роскошный репетиционный зал. Но жениться на Павловой он не собирался…

Будучи председателем ревизионной комиссии, Дандре беззастенчиво брал взятки, участвовал в махинациях, которые приносили ему огромные доходы и ощутимо разоряли городскую казну. В 1911 году все это выплыло наружу, дело Дандре выделили в отдельное производство, поскольку именно он оказался замешанным в самых серьезных махинациях. Он имел обширные связи в высших кругах, поэтому привлечь его к ответу оказалось непросто. При этом запуганные свидетели боялись давать показания.

Анна Павлова, история любви

Соперница

Неожиданную помощь следствию оказала соперница Анны Павловой балерина Матильда Кшесинская. Она позвонила следователю, который вел дело Дандре и пригласила в свой знаменитый особняк на Каменно-островском проспекте. Кшесинская считала, что именно Дандре сеет вражду между ней и Павловой, умаляет ее роль в русском балете, интригует в дирекции Императорских театров и подкупает рецензентов. Откуда у него деньги на все интриги? Кшесинская, которая поочередно была любовницей нескольких великих князей, обещала следователю лишить Дандре покровительства двора. И она сдержала слово. Свидетели вдруг заговорили. У Дандре произвели обыск и наш обличающие его документы, обвиняемого передали суду. Кшесинская ликовала. Эта история доказала всем, что она влиятельна и что выступать против и очень опасно.

Когда дело Дандре только начиналось, Анна Павлова порвала с ним. Она знала о том, что с Виктора взята подписка о невыезде, и спокойно уехала на гастроли. По мнению окружающих, она вела себя странно: разорвала прекрасный контракт и подписала другой, с высокими гонорарами, но на тяжелых условиях. Когда ее спрашивали зачем она это делает, пожимала плечами: «Я хочу». Говорили, что балерина стала алчной, ей теперь всего мало — и денег и славы. Она даже играла в казино, но проигралась и больше не подходила к рулетке.

А Дандре был раздавлен. Его приговорили к двум годам тюрьмы, а также присудили огромный штраф.

Дальше все выглядело как душещипательная сцена из немого кино. Дандре прощался со свободой в кругу оставшихся немногочисленных друзей, вдруг открылась дверь и впорхнула Анна Павлова… Оказывается, она тяготилась ролью содержанки богатого аристократа, который не собирался на ней жениться.

Анна честно исполняла свою работу, и публика ломилась на ее выступления

«Кто я ему? Да что такое артистка? Содержанка? Крепостная? Неудачница? Авантюристка? Я не понимаю…» Дело, однако, было не только в том, что их положение в обществе было неравным. Отношения между Павловой и Дандре были сложными, врозь им было скучно, а вместе тесно. Она могла забыть о его существовании полностью, когда увлекалась работой, устраивала истерики, а через минуту клялась в любви. Могла среди ночи разбудить Виктора и потащить по питерским трущобам, где раздавала нищим еду. Анна была нервной, капризной, неуравновешенной, она постоянно выводила из себя и других балерин, и театральных администраторов, и даже хладнокровного Дягилева, который однажды ее чуть не выгнал.

И вдруг Павлова, лучшая выпускница театрального училища, уехала из Парижа на гастроли, чтобы выступать в мюзик-холле «Палас» с эротическим танцем «Вакханалия», который показывали после выхода дрессированных собачек… Анна честно исполняла свою работу, и публика ломилась на ее выступления. Балерина получила огромный гонорар и заплатила долги своего бывшего покровителя. Но нельзя сказать, что ее поступок был бескорыстным. Анна многозначительно пообещала, что бывший покровитель в свою очередь заплатит за все ее былые обиды и унижения.

Дандре забыл свой аристократический гонор. Теперь они были на равных, и Анна настояла на тайном венчании.

Тайное венчание

Он стал простым импресарио своей жены, но делал то, с чем не справились бы несколько секретарей. Аристократ стал тенью блистательной балерины. Вместе они представляли огромную силу, Павлова купалась в деньгах и славе. Правда, стараниями Виктора график гастролей оказывался очень напряженный, он не давал жене поблажек даже во время болезни. Он объяснял это тем, что нужно накопить денег на будущее в те сложные времена, которые переживала Европа, напоминал, что час, когда Анне придется оставить сцену, неумолимо приближается.

В последний раз Павлова выступала в России в 1914 году. Супруги купили в Англии поместье Айви-хаус, где устроили пансион для сирот, обладавших талантом к танцу. Воспитанники вспоминали Анну как доброго ангела. Вообще же у нее было несколько приютов, за содержанием которых она очень следила — хорошо ли там одевают, кормят, учат.

Если деловые отношения между Анной и Виктором были блестящими, то личные — непростыми. Она позволяла себе пренебрежительные замечания в адрес мужа даже на людях. «Чтобы заслужить его любовь, я так долго притворялась, что он мне безразличен, что сама поверила в это», — говорила она. Поговаривали, что Анна завела любовника, художника Александра Яковлева, что она остановилась в своем художественном развитии, устала от напряженной артистической жизни.

17 января 1931 года Анна приехала на гастроли в Нидерланды. Она чувствовал себя настолько плохо, что от казалась встречаться с журналистами. Оказалось, что незадолго до этого поезд, на котором она ехала, потерпел аварию. Балерина не пострадала, но ей пришлось идти пешком в легком пальто до ближайшей станции, где она долго ждала следующего поезда.

Анна простудилась, получила воспаление легких перешедшее в плеврит. Доктора предлагали операцию — удалить ребро и выкачать жидкость, но со сценой тогда пришлось бы расстаться. Балерина отказалась. В ночь с 22 на 23 января 1931 года она умерла. Ее последним словами, обращенными к мужу, были: «Принесите мне костюм лебедя…»

Завещание Анны Павловой

Анна оставила завещание где все ее имущество отходило матери. Дандре судился с Любовью Павловой, но проиграл суд — не смог представить доказательства, что Анна была его законной супругой. За свою совместную жизнь они даже сфотографировались вместе всего два раза.

Русская эмиграция желала, чтобы Анна Павлова была похоронена на русском кладбище Сен־Женевьев-де-Буа. Дандре кремировал тело, надеясь, что урну с прахом когда-нибудь можно будет перевезти в Россию. Он настаивал, чтобы его и после смерти не разлучали с Анной: в случае перезахоронения его прах должен быть тоже перенесен.
Виктор Дандре оставил интересные мемуары, в которых писал, что Анна любила все русское, но ностальгией никогда не страдала. Настоящей ее родиной был театр, язык танца понимают везде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *