Иногда случается так, что незадолго до шестилетия ребенка его родители осознают: по той или иной причине идти в школу их чадо не готово. А порой о неготовности ребенка сообщает воспитатель в детском саду. Что делать в том и в другом случае?
Первый раз в первый класс. Стоит ли торопиться?
Почему ребенок может оказаться неготовым к школе? Ну, во-первых, он может быть по-настоящему маленьким если родился в конце осени и к началу учебного года ему еще нет шести лет. Такой ребенок окажется в классе рядом с теми, кто его чуть ли не на год старше.
— По каким объективным показателям специалисты оценивают готовность ребенка к школе?
Существуют три основных параметра: развитие мелкой и крупной моторики, когнитивное развитие и развитие эмоционально-психологической сферы. Я остановлюсь вкратце на каждом.
Мелкая моторика — это целый набор показателей, но для успешной учебы в школе важно то, как малыш рисует, вырезает и клеит. Это существенные навыки для развития навыка письма. Ребенок вполне может держать ручку левой рукой — то есть неправильно с нашей, устаревшей точки зрения, — главное, чтобы при письме работала только кисть, а не вся рука. Впрочем, если у ребенка нет патологии, его мелкая моторика постепенно развивается. Крупная моторика — это физическая подготовка ребенка, его умение прыгать, играть в мяч, бегать… Хотя то, что ребенок не очень хорошо развит физически, не должно помешать его учебе. Правда, нужно помнить, что, во-первых, физическое развитие тесно связано с умственным, а во-вторых, недостатки крупной моторики могут помешать ребенку играть со сверстниками, из-за чего малыш становится неуверенным в себе и хуже мыслит.
Опять же, детей с плохо развитой мышечной системой весьма утомляет сидение за столом в течение учебного дня. » Когнитивное развитие включает в себя словарный запас, умение считать и оперировать элементарными понятиями, такими, как размер и объем, способность запоминать и пересказывать текст, а также отвечать на вопросы. Наконец, психологическая зрелость, без которой первые две сферы не могут быть полностью реализованы, предполагает умение справляться с эмоциями, вести себя в соответствии с правилами, работать самостоятельно, проявлять инициативу и строить отношения со сверстниками и старшими.
Родители, которым кажется, что с их детьми что-то не так, могут обратиться за помощью в центр развития ребенка и поговорить со специалистами, которые определят, есть ли у малыша проблемы, и подскажут, как быть. Нужно только помнить, что для каждого возраста существуют свои нормы и среди прочего специалист оценивает способность ребенка к обучению.
— Практически все дети обожают играть в школу. Допустим, в садике ребенок охотно участвует в такой игре, а специалисты все же считают, что он пока не готов к учебе. Правы ли они?
Дети от природы любознательны и тянутся к знаниям. Такова суть эволюции: у ребенка есть потребность в развитии. Но готов ли он отсидеть урок от начала до конца, способен ли концентрировать внимание? Занятия в детском саду не похожи на школьные — они менее формальны, да и относятся воспитательницы к малышам мягче, чем учителя. В школе требования жестче, поэтому важно то, готов ли ребенок учиться, проявляет ли интерес к письму, чтению и счету или же у него доминирует желание играть. Готовность к обучению должна оцениваться по всем критериям, и тут лучше довериться специалистам.
— А если все наоборот: родители считают, что все в порядке и ребенок к школе готов, а специалисты твердят, что у малыша есть проблемы. Что делать в таком случае?
-Прислушаться к мнению специалистов. Они не стремятся сделать ребенку хуже. Если родители считают, что те, кто проверяет ребенка в саду, не правы, стоит обратиться к независимым специалистам, которые не получают зарплату от государства, и делать выводы с учетом всех рекомендаций. Родители часто руководствуются собственными желаниями и представлением о том, каким должен быть ребенок, и заставляют его заниматься чем-то через силу. Не стоит нагружать малыша тем, с чем он не может справиться! Это лишь влечет за собой ненужные конфликты и формирует у ребенка неуверенность в себе. Может бьггь, вам нужно просто-напросто уделять детям больше времени? С ними нужно гулять, читать, играть — совместное времяпрепровождение укрепляет отношения с родителями и становится базой для обучения ребенка навыкам общения, игре по правилам и умению справляться с той или иной ситуацией.
— Но как понять, правильно ли развивается ребенок?
Необходимо очень внимательно наблюдать за своим ребенком, реально оценивать его возможности и слабости и стараться помогать ему в преодолении сложностей, а не давить, ломать или заставлять. Сейчас существует возможность скорректировать развитие малыша на довольно ранних стадиях, что позволяет избежать проблем в будущем. Возможно, ребенку — да и семье в целом — помогут встречи с психологом или психотерапевтом. Такие беседы, как правило, ведутся с родителями, а не напрямую с ребенком, что создает оптимальные условия для положительных изменений.
— Допустим, ребенок пошел в школу, и только после начала учебного года стало ясно, что он не справляется с программой. Как быть?
— Перевести малыша назад в садик уже невозможно. Но важно как можно скорее понять, в какой именно сфере существует проблема, и как можно быстрее начать ее решать. Дети новых репатриантов могут недостаточно хорошо владеть ивритом, что осложнит вливание ребенка в коллектив и повлияет на успеваемость. Не исключено также, что ребенок страдает дефицитом внимания — не из-за плохого воспитания, а в силу своих биологических особенностей, или малыш как-то по-особенному воспринимает мир. Сейчас появилось новое направление в работе с неуспевающими детьми — специалисты подбирают им индивидуальную программу и помогают скорректировать процесс обучения. Но, повторю, очень важно вовремя вычислить проблему. Ну а если ребенок все же остался в саду, следует предельно внимательно отнестись к тому, что происходит в год перед школой, и если проблемы не исчезнут сами, малышу нужно будет обязательно помочь.