В 1991 году французский исследователь Томатис опубликовал книгу, в которой излагал результаты своих многолетних попыток лечить некоторые расстройства, от дислексии до аутизма, с помощью звуковых воздействий, в том числе прослушивания музыки. Он утверждал, в частности, что перебрал произведения многих композиторов и убедился, что более всего помогает больным музыка Моцарта
Хотя Томатис не приводил никаких конкретных данных в подтверждение своих результатов и хотя впоследствии его методы были подвергнуты весьма убедительной критике, эти идеи были подхвачены другими учеными, и в 1993 году Раушер, Шоу и Ку решили проверить, влияет ли музыка на умственные способности. Проведя ряд экспериментов, они пришли к выводу, что влияние есть и состоит оно в том, что после прослушивания музыки Моцарта пациенты начинают лучше решать задачи, требующие абстрактного пространственного воображения. В переводе на шкалу 10 это улучшение составило 8-9 пунктов, однако оно было кратковременным и через 15 минут после окончания эксперимента исчезало целиком.
Несмотря на весьма конкретные и ограниченные результаты этих опытов, многие газеты немедленно объявили музыку Моцарта «средством улучшения умственных способностей», а в 1997 году это преувеличенное суждение было еще более преувеличено и широко растиражировано в популярной книге Кемпбелла «Эффект Моцарта: проверка способности музыки исцелять тело, повышать интеллект и реализовать творческий потенциал человека».
В этой книге была впервые высказана также рекомендация использовать музыку Моцарта для повышения умственных способностей детей, и впоследствии Кемпбелл даже посвятил этому свою вторую книгу «Эффект Моцарта для малышей». Под влиянием этой книги тогдашний губернатор американского штата Джорджия распорядился за казенный счет обеспечить всех детей штата записями классической музыки. Его примеру последовали губернаторы Теннесси и Флориды. Возникла настоящая индустрия под лозунгом «Моцарт для детей» (и, увы, в такой эксплуатации родительского доверия приняли активное участие также Раушер и Шоу).
Вся эта шумиха вокруг «эффекта Моцарта» побудила ученых произвести новые и весьма тщательные научные исследования, и все они однозначно показали, что музыка Моцарта (а также любая другая) никакого заметного улучшения умственных способностей не вызывает, хотя действительно улучшает настроение, повышает бодрость и понижает возбудимость (что, в частности, оказывает благотворное влияние на эпилептиков). В 2006 году немецкое министерство образования, проведя анализ всех накопившихся научных работ, посвященных влиянию музыки на повышение интеллекта (к тому времени их появилось уже свыше трехсот!), пришло к тому же выводу, но тем не менее рекомендовало «продолжить исследования, чтобы выяснить, не может ли длительное и регулярное слушание музыки повысить IQ наших детей».
Исследование, проведенное не так давно учеными Тель — Авивского университета под руководством Ронит Любецки, может на первый взгляд показаться прямым откликом на этот призыв немецкого министерства. В эксперименте группы Любецки изучалось влияние музыки Моцарта на детей, точнее говоря — на недоношенных детей. Однако на самом деле целевая установка этого исследования принципиально отличалась от поиска пресловутого «развития детского интеллекта», а тем более его «усиления». Речь шла не об интеллектуальном, а о возможном физиологическом воздействии музыки. И для такого поиска были вполне реальные основания. Еще раньше некоторые исследователи заметили, р что независимо от какого бы то ни было «эффекта Моцарта» музыка несомненно оказывает на детей некое нейрофизиологическое влияние, причем даже на недоношенных детей, поскольку при слушании музыки у этих детей снижаются такие показатели стресса, как частота сердцебиений и уровень кортизола в слюне (измерять его в крови у них нельзя), и одновременно повышается потребление кислорода, частота проявлений спонтанного сосательного рефлекса, а главное, они быстрее набирают вес. Никто из исследователей не сумел выявить механизм такого воздействия, но прозвучало предположение, что музыка способствует более эффективному обмену веществ в организме ребенка, и Любецки решила проверить это предположение.