Тот факт, что наши дети все меньше читают, служит одной из главных причин беспокойства родителей, бабушек, дедушек и общества в целом. Действительно ли это серьезная проблема или все несколько преувеличено?
Ребенок мало читает или не читает вовсе? Не стоит впадать в отчаяние. Не будем преувеличивать степень катастрофы. Современный мир предлагает традиционной книге разного рода вполне разумные альтернативы. Тезис недавних лет «книга — источник знаний» уже не аксиома, как, впрочем, и утверждение, что «книга—лучший подарок». Интернет открывает перед любознательным ребенком неисчерпаемые возможности — от общего развития до получения образования вообще (именно такие тенденции можно наблюдать в последнее время). А телевизоры, компьютеры, смартфоны, планшеты и прочие гаджеты пусть и в разной мере, но тоже могут выступать источником информации. И хотя именно они безвозвратно воруют то время, которое раньше полностью принадлежало книге, во многом ее и заменяют.
РАЗУМНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
С традиционной книгой могут поспорить аудиокниги. Ведь тексты остаются те же. Если же произведение воспроизводится профессионалом, человеком интеллигентным, умным, проникшимся духом озвучиваемого им материала, понимающим его суть, то воздействие может оказаться даже сильнее, чем при традиционном чтении. Внутреннее сопереживание, акценты, расставляемые с помощью интонации и логического ударения, бесспорно, способствуют адекватному восприятию. А в исполнении автора и вовсе есть возможность максимально приблизиться к его замыслу. Конечно, аудиокниги бесполезны для развития зрительной памяти и формирования грамотности, ведь благодаря печатному тексту мы еще и запоминаем, как пишутся те или иные слова, где ставятся знаки препинания. Но этому могут поспособствовать, к примеру, электронные книги. Их тоже можно читать, где угодно: за столом, в постели, в дороге. Такое чтение во многом организует и дисциплинирует, так как меньше способствует тому, чтобы заглядывать в середину или конец повествования.
Зато перечитывать, находить любимые места в данном случае не так уж просто.
Читать можно и на сайте, даже социальные сети можно в какой-то мере считать альтернативой печатной книге. Да, раньше нужно было перелопатить горы печатной продукции, чтобы найти то, что способно повлиять на твое мировоззрение. В социальных сетях полюбившиеся странички предлагают целый кладезь мудрых мыслей, сентенций, высказываний великих писателей, выдающихся психологов, политиков и просто тех, кому есть чем поделиться с другими. Конечно, это проще, не требует особой работы ума и души, но вовсе не обязательно не приносит желаемого успеха. Цитата из толстой книги не становится менее ценной только потому, что ее нашел для вас кто-то другой.
Так что же на самом деле нас беспокоит: чтобы ребенок читал книги или читал вообще? И лучше всего то, что мы хотим?..
ЗАЧЕМ ЖЕ МЫ ПЫТАЕМСЯ ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ЧИТАТЬ?
Очень часто родители, упустив время приучить малыша к чтению, пытаются влиять уже на подростка, добиваясь, чтобы он освоил хотя бы школьную программу по литературе. Но если в свое время он не читал тоненькие детские книжечки, то толстые программные произведения и подавно не осилит. А тут еще и переходный возраст, для которого характерно протестное поведение и совсем другие увлечения…
Представим себе умильную (хоть и несколько патриархальную) картину: подросток, читающий классику, «настоящую» книгу объемом с увесистый кирпич.
Но означает ли это, что он непременно приобщится к мировой культуре, воспарит к духовным высотам, размышляя о вечном? Идентифицирует ли себя с правильным и положительным героем, а не с ловким злодеем? Кто знает, может, он пропускает долгие описания природы или исторических событий, психологические рассуждения и при этом упивается жестокими сценами войны либо выискивает только любовные сцены. Само по себе чтение не делает человека хорошим или умным. Важно не только то, что читает ребенок, но и то, что он может почерпнуть из прочитанного. И при поголовном увлечении книгами в прошлом процент тех, кого чтение и образование сделало порядочными, культурными, духовно развитыми, не так уж разительно отличается от сегодняшнего.
Так ли уж важно, чтобы ваш ребенок прочитал книгу от корки до корки? Чтобы воспитать честного и порядочного человека, умеющего сострадать и способного на достойные поступки, совсем не обязательно требовать от него скрупулезного «знания материала». Прочитанный вами вслух небольшой отрывок из произведения, какой-то комментарий, предложение задуматься, обменяться впечатлениями, поспорить могут оказаться намного полезнее и эффективнее, чем принуждение к чтению.
На самом деле для нас важно, чтобы:
- • мы могли контролировать, что он читает (интернет и компьютер отслеживать сложнее);
- • появилась еще одна тема для «воспитания», а точнее — вычитывания и недовольства;
- • была возможность в очередной раз самоутвердиться за счет ребенка, мол, вот я в твои годы…;
- • было о чем поговорить с другими родителями и родственниками;
- • мы смогли поддержать свой авторитет, ведь в книгах мы разбираемся, а вот в самых современных технологиях, увы…;
- • зная, что он читает, мы смогли определить, о чем он думает;
- • он просто был похож на родителей — таких, какими они были в его возрасте;
- • снять с себя ответственность за то, что не сумели его приучить читать в раннем детстве
Как приучить ребенка читать
А теперь, когда мы убедились, что проблема с чтением не настолько фатальна, давайте поразмышляем, что же нам сделать для того, чтобы ребенок читал старые добрые печатные книги.
Как можно больше читайте ребенку вслух с самого раннего возраста, установите для этого приятные традиции: после обеда, перед сном, в парке. По мере взросления детей такие чтения можно разнообразить: читать по очереди, по ролям или же прерываясь на самом интересном месте. Читайте ребенку только то, что интересно вам самим, свои любимые произведения — тогда есть шанс «заразить» его своей любовью к книге.
Совсем маленьким детям покупайте развивающие красочные книжки-игрушки. Вместе рассматривайте картинки, отгадывайте загадки. Постарайтесь пробудить у малыша интерес к слову: разгадывайте ребусы и шарады, соревнуйтесь, кто больше придумает слов из одного слова и пр.
Переходя на самостоятельное чтение, не стоит мучить малыша слишком «умными книгами». Вначале он должен освоить технику чтения: комиксы, детские журналы, газеты — все что угодно, лишь бы он читал.
- • Изучайте вкусы и потребности ребенка, читайте те же книги, что и он, интересуйтесь гоблинами, эльфами и орками.
- • Дарите ребенку книги не только на свое усмотрение, но и предоставляйте возможность выбора, посещая вместе библиотеки и книжные магазины.
- • Обсуждайте с ребенком прочитанное, только если ему этого хочется, а не в виде контроля.
- • Никогда не ругайте подростка за то, что он мало читает. Просто подарите ему книгу в зависимости от его новых интересов.
В частности, Пеннак считает, что важно позволить ребенку читать так, как ему нравится: перескакивая, недочитывая, начиная книгу с середины. Он должен иметь право выбирать интересующие его книги, место и время для чтения, а также молчать о прочитанном. То есть со стороны взрослых не должно быть никакого насилия, давления или контроля. Аргументация автора весьма убедительна, так как основана на его педагогической практике и успешном опыте приучения детей к чтению. И безусловно, эта книга будет очень полезна не только ответственным родителям, но и учителям…
Тем родителям, которые всерьез ставят перед собой цель подарить своим детям счастье чтения, рекомендуем обратиться к книге «Как роман» Даниэля Пеннака. Пеннак — популярный французский
писатель, школьный учитель литературы, многие годы посвятивший работе с детьми с задержками в развитии. В своем эссе он размышляет о важности чтения, о том, почему так сложно приобщить к этому занятию молодежь, делится своим опытом. Автор формулирует ряд правил, позволяющих избежать ошибок при попытке приучить ребенка к чтению.