Чего мы желаем нашим детям? Разумеется, счастья. Но что такое счастье? Каждый понимает это по-своему
Вот что рассказала одна молодая мама: «Каждый день, когда я прихожу в детский сад за своей четырехлетней дочкой, я приношу ей маленький подарок. Заколку, наклейку, конфету — любую вещь, которая может ее обрадовать. Но вот выдался трудный день, я долго добиралась с работы, застряв в пробке, и чуть не опоздала в садик. Так что сюрприз подготовить не успела. Дочь повела себя очень неприятно: сначала отказалась идти со мной домой, потом плакала, кричала, в общем, устроила целый спектакль. Подумать только: один-единственный раз я ничего ей не принесла — и вот какая реакция последовала! Неужели я заслужила такое?»
Эта мама превратила подарки в нечто само собой разумеющееся. Конечно, она объясняет это исключительно благими намерениями: девочка будет знать, что о ней помнят, заботятся, ведь подарок ־ знак родительской любви. Но в чрезмерном задаривании ребенка есть оборотная сторона. Подсознательно мать ждет от дочери того же — ответного знака внимания: мол, если я забочусь о тебе, думаю о тебе, значит, и ты должна проявлять свою любовь. Но вправе ли мы ожидать понимания в ответ на подарок? Поставим себя на место этой девочки.
Никто не учил ее выражать любовь, проявлять симпатию, ставить себя на место мамы. Вместо этого ребенку дают вещь, и в его сознании складывается правило: подарок в конце дня — это ритуал, который обязательно должен соблюдаться. Если он нарушается, значит, надо всеми силами пытаться вернуть состояние комфорта: плакать, кричать, требовать. Привычная для ребенка модель семейного поведения с трудом поддается разрушению. И страдать в будущем от нее придется не только девочке, но и ее маме.
Психолог Альфред Адлер связывает понятие детского счастья с высоким уровнем интеграции ребенка в среде — семейной и социальной.
Если ребенку хорошо и комфортно дома, в садике или в школе, если у него есть друзья, если он, не отступая от принятых норм и правил поведения, выражает себя и гармонично развивается, значит, он счастлив. Это определение помогает разобраться в таком сложном понятии, как ощущение счастья. Оно очень субъективно. То, что представляется счастьем в нашем понимании (подарки, игрушки, материальный достаток), может не иметь значения для ребенка. И наоборот: то, что порадовало бы малыша (собака в доме, например), может расходиться с нашими понятиями о порядке и воспитании. По мнению Адлера, перед взрослыми стоит следующая задача: создать такую семью, в которой ребенок ощущал бы уверенность в себе и получал душевное тепло. «Я нужен другим, я что-то делаю для других, и вместе с тем я -это я, с присущими мне чертами характера и особенностями» — вот что мог бы сказать о себе ребенок в такой семье.