Альфред Адлер классифицирует семьи по царящим в них отношениям, разбивая их на три вида: авторитарная, анархическая, демократическая. Это, конечно, только общая схема, так как в реальности таких моделей в чистом виде не существует. Тем не менее родителям можно и нужно присмотреться к каждой из них, чтобы определить, что в их системе воспитания отсутствует и в каком именно направлении движется их семья.
Авторитарная семья — «потому что я так сказал»
В прошлом общество было авторитарным, и это отражалось на отношениях в семье: один приказывает, другой подчиняется.
Указания родителей обжалованию не подлежали. Детям оставалось только подчиняться. Главенствовал культ дисциплины, желания ребенка в расчет не принимались. Вместо разговора на равных в доме раздавались приказания: сиди, слушай, выполняй.
Семьи такого типа есть и сегодня. Вот история из жизни. Десятилетний Игорь пригласил своего соседа и друга Дениса остаться у него на ночь. Игорь волновался всю пятницу, предвкушая удовольствие от вечера, проведенного с приятелем. И когда тот пришел, его радости не было предела. Но через некоторое время в квартире раздался звонок и появился отец Дениса. Он велел сыну немедленно возвращаться домой. Игорь был очень удивлен. На его вопрос о том, почему мальчикам надо расстаться через час после встречи, отец Дениса ответил: «Он забыл со мной попрощаться перед уходом. Это недопустимо. Поэтому теперь он пойдет домой, а в следующий раз уже не забудет». Но чего Денис уж точно не забудет, так это пережитого унижения.
Семья анархическая, «делай что хочешь»
Родители могут называть такой стиль общения демократическим, но на самом деле его лучше всего характеризует слово «анархия». Вместо четких границ и законов в такой семье царит вседозволенность. «Мы разрешаем ребенку делать все, что он хочет» — примерно так можно выразить философию этих родителей. Практика показала: свобода в данном случае обманчива. Дети в таких семьях привыкли только получать без обязанности давать. Ребенок ощущает себя центром внимания, поэтому опыт общения с окружающими (сад, школа, армия) оказывается болезненным. Такого рода семьи, как правило, растят эгоистов, глухих к страданиям и нуждам других людей.
Между первой и второй моделью есть кое-что общее, хотя они кажутся противоположными. Ни в первой, где приказывает родитель, ни во второй, где хозяйничает ребенок, дети не могут вырасти счастливыми. Нарушен сам принцип гармоничных отношений между детьми и той средой, в которой им предстоит жить: одним приказывают, не считаясь с их мнением, других слушают как повелителей. Но в той реальности, к которой детей обязаны готовить родители, другие порядки.
Семья демократическая, «свобода с ограничениями»
Так кто же должен руководить семьей — дети или родители? Чьи желания должны доминировать? Как сочетать дисциплину со своеобразием характера растущего человека? В принципе, все мы знаем ответы на эти вопросы. И заключаются они в демократичном подходе к воспитанию. Равенство и уважение в демократической семье — не пустые слова. Такт, умение выслушать, встать вровень с ребенком, а не возвышаться над ним, желание предоставить ему свободу выбора и при этом умение осуществлять негласный контроль — эти и многие другие качества позволяют родителям вырастить счастливого ребенка.
Дом в демократической семье — это полигон для подготовки ребенка к реальности. Ведь чего ждут впоследствии от взрослого? Умения быть партнером, стать родителем, другом — иными словами, человеком мыслящим и слушающим, выполняющим ряд социальных функций. Именно те же требования, только в миниатюре, должны быть предъявлены и ребенку. Пространство дома — это проекция будущего. Здесь нет повелителей и подчиненных, кумиров и деспотов. Ключевым словом в семьях, где царит демократия, является «взаимодействие». Домашние все делают сообща, вместе ищут и находят решения как для простых, так и для сложных проблем.
Излагать эти принципы нетрудно, куда сложнее следовать им, но есть в нашем обществе примеры такого вида семей, и их не так уж мало.
Люба Фельдшер