Умберто Эко в своем пояснении к роману «Имя розы» писал, что роза так насыщена символами, что собственного смысла у нее почти не осталось. Но разве дело в цветке? Дело в поэте и его любви. Именно он наделяет предмет особым содержанием. И тут роза оказалась вне конкуренции.
Прародительница всех роз — салоргель — родом из Персии. Затем через Фригию и Македонию она добралась до Греции и Рима, а затем попала в средневековую Европу. За розой следовал шлейф восточных сказаний и легенд, в которых влюбленные искали этот цветок, плели из него венки и т. п. Интересно, что на Востоке с розой ассоциировался и образ мужчины. В арабской традиции роза связана с каплями пота, выступившими у Мухаммеда на его пути к небу. Капли эти упали на землю, так появились ароматные цветы. Розетка в мусульманстве — знак семи имен Аллаха. Тема розы, бывшей символом земной любви, разрабатывалась в основном в придворной поэзии, где этот цветок часто соседствовал с соловьем.
На своей родине этот цветок распускался ранней весной, становился вестником поры желаний, спутником богини любви. На античных пирах лепестки роз рассыпали по столам между бокалами. Участники празднеств в честь бога вина и веселья Диониса увенчивали себя венками из роз, так как существовало поверье, что эти цветы охлаждают жар вина и мешают пьяным выбалтывать тайны. Римские поэты сделали розу своим любимым символом.
Существовали версии происхождения цветка. Так, по одной из них прекрасный Адонис был смертельно ранен вепрем, и тогда влюбленная в него
Афродита смешала кровь юноши с нектаром и превратила его в алый цветок. В другом варианте роза изначально была белой, но стала алой от крови Афродиты, уколовшейся о шипы во время поисков Адониса.
Но любовь и смерть часто идут рядом, поэтому существовало поверье, что весной не только обновляется природа и соединяются влюбленные, но и души предков появляются на земле на время, пока цветут розы.
В древнеримских погребальных церемониях важную роль играли розы: их раздавали присутствующим, их клали на гробницы, а позже гирляндами украшали изображения ларов — домашних богов.
В средневековой Европе все ритуалы были отвергнуты, но «имя розы» не забылось. Пятилепестковый цветок дикой розы — шиповника стал символом Вселенной, состоящей из пяти стихий-элементов: огня, воды, земли, воздуха и эфира. На картах до сих пор изображают розу ветров — четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями.
В Европе экзотический цветок поначалу расцветал только в стенах монастырей и рыцарских замков. Его охраняли, как драгоценность. Отсюда в поэзии трубадуров появилась таинственная роза, спрятанная в заповедных садах, которую должен был добыть для дамы сердца храбрый рыцарь. Однако роза, расцветшая поздней осенью, сулила одному из влюбленных смерть…
Розу сделали символом сохранения тайны. Говорить «под розой» — означало разговор, не подлежащий разглашению. Роза в залах для совещаний символизировала призыв к секретности и осторожности. Три розы на одном стебле — в семье будет невеста. На гробницах святых якобы сами собой расцветали розы. Алая роза в средние века, как и в древности, была символом крови.
Однако образы цветов в поэзии во многом зависели от местной флоры. Так, например, мейстерзингеры воспевали не солнцелюбивую розу, а северную фиалку. В славянской культуре этот цветок встречается крайне редко. В известном «бродячем» сюжете о красавице и чудовище упоминается прекрасный цветник, где растет алая роза. У Аксакова в похожей сказке алая роза превращается в безымянный аленький цветочек.
Роза стала популярной в русской литературе лишь с приходом романтизма, а затем проникла и в фольклор.
В наши дни женщину с розой сравнивают все реже — кажется, поэтам за многие века приелась эта символика. Но лучшего сравнения все равно не найдено.
Светлана БЛОМБЕРГ