Эта странная Фрэнсис Фармер

Эта странная Фрэнсис Фармер

кадры из фильмов с участием Фрэнсис Фармер
Сорок лет назад не стало американки Фрэнсис Фармер, талантливой театральной и киноактрисы. Но она знаменита не столько своими ролями, сколько странной судьбой, которая легла в основу сюжетов книг, фильмов и песен. Причем до сих пор неизвестно, чьей жертвой была Фармер болезни или вызванных ею обстоятельств.

Фрэнсис Елена Фармер, родившаяся в Сиэтле 19 сентября 1913 года, еще в колледже проявила незаурядные литературные способности, написав сочинение на вольную тему и получив за это премию. Фармер продолжила упражнения в изящной словесности в Вашингтонском университете, где занялась также журналистикой, за что в 1935-м получила еще одну премию — поездку в Советский Союз. Это путешествие девушке, заявившей по возвращении о том, что она атеистка и коммунистка, долго не могли простить, однако в Москве она познакомилась с актерами МХАТа и увлеклась театром.

Фармер взялась изучать драму в университете и вскоре уже играла главные роли в студенческих постановках «Елены Троянской» и «Дяди Вани». Талант очень быстро заметили: в 22 года Фрэнсис подписала семилетний контракт со студией «Парамаунт» и переехала в Голливуд. В 1936-м девушка вышла замуж за актера Лейфа Эриксона и после нескольких второстепенных ролей получила одну из главных — в картине «Ритм на кручах» с Бингом Кросби, которая пользовалась немалым успехом. Ну а после фильма «Приди и возьми это» о Фармер заговорили как о новой звезде. Только вот сама Фрэнсис выражала недовольство своей профессиональной жизнью.

Актрисе казалось, что продюсеры делают ставку на ее внешность, а не на талант. Она не боялась ссориться с кинематографистами, отказывалась посещать званые вечера, вела себя заносчиво и непредсказуемо и одевалась намеренно старомодно, так что быстро снискала себе славу трудного человека. А таких в Голливуде не любят, поэтому уже в 1937 году Фармер покинула Калифорнию и перебралась в Нью-Йорк, где познакомилась с драматургом Клиффордом Одетсом, с легкой руки которого вышла на сцену профессионального театра. И публика, и критики с восторгом приняли игру Фрэнсис в спектакле по пьесе Одетса «Золотой мальчик».

Перемены произошли не только в творческой жизни молодой женщины, но и в личной, где наметился серьезный кризис. Фрэнсис влюбилась в Клиффорда, ответившего ей взаимностью. Однако с женой, тоже актрисой, драматург расставаться не пожелал. Порвав отношения с Одетсом, Фармер ушла из труппы и вернулась в Голливуд. Там ее не ждали, она перебивалась случайными ролями в невыразительных лентах и стала пить, что не лучшим образом сказалось на ее репутации. И хотя в 1942-м удача снова улыбнулась Фрэнсис — она сыграла в популярном фильме «Сын ярости», — «Парамаунт» разорвал с ней контракт. Причиной назывались алкоголизм и сумасбродное поведение актрисы. Развод с Эриксоном завершил светлую полосу ее жизни.

А затем последовали превышение скорости на шоссе Санта-Моники, разбирательство с полицейскими и условное осуждение на 180 дней тюремного заключения, которое актрисе милостиво заменили штрафом. Фрэнсис штраф не выплатила и снова попала под арест. С представителями властей она вела себя вызывающе и дерзко даже запустила в судью чернильницей. Фармер отдавала себе отчет в том, что катится в пропасть, но не могла остановиться. Казалось, однажды превысив скорость, она уже не хотела замедлять темп. Пока газеты обсуждали скандальные подробности жизни звезды, она оказалась в психиатрическом отделении лос-анджелесской больницы. Сначала Фрэнсис, страдавшей от приступов тошноты, поставили диагноз «маниакально-депрессивный психоз», а потом — «параноидная шизофрения», которую в те годы лечили инсулиновой шоковой терапией. Посвятить близких пациентки в суть назначенного ей жестокого лечения врачи не сочли нужным, и мать Фрэнсис, Лилиан, сделала все возможное для того, чтобы забрать дочь из клиники и стать ее опекуншей.

Так в 1943 году Фармер вернулась к родителям в Сиэтл, однако через некоторое время ее самочувствие резко ухудшилось, и Фрэнсис положили в одну из вашингтонских больниц, где ей прописали электрошок. Летом 1944 года актрису признали выздоровевшей и выписали. Вскоре после этого Фармеры поехали в Неваду, где на ранчо жила тетя Фрэнсис. Актрисе там так понравилось, что возвращаться домой она не захотела. Молодая женщина бродила по окрестностям, а затем на несколько месяцев осела у родственницы, но в мае 1945 года в очередной раз угодила на больничную койку.

В клинике «Вестерн стейт» она провела целых пять лет. То было ужасное место. После смерти Фармер журналисты и юристы попытались воспроизвести атмосферу этого печально известного госпиталя для душевнобольных. По свидетельствам очевидцев, преступники и умственно отсталые люди лежали там вместе, их кормили полусгнившей едой, над ними издевался обслуживающий персонал, на них опробовали экспериментальные препараты — торазин, стелазин, проксилин. Может, описанное и страдало некоторым преувеличением, но так или иначе, одаренная женщина редкой красоты заслуживала более чуткого обращения.

Позже, уже в конце семидесятых, кинообозреватель Уильям Арнольд высказал предположение о том, что Фрэнсис Фармер подверглась трансорбитальной лоботомии — операции на мозге, которую применяли в сороковых годах при неизлечимой шизофрении. Сцены в операционной даже попали в снятый в восьмидесятых фильм «Фрэнсис» с Джессикой Ланг в роли Фармер. Но родная сестра Фрэнсис, Эдит, слухи об этом решительно отрицала. Вроде речь о лоботомии шла — врачи предложили этот метод родителям актрисы в качестве одного из вариантов лечения, — но отец категорически воспротивился. Да и в списках пациентов известного специалиста Уолтера Фримена, практиковавшего этот метод, имени Фармер не было.

В марте 1950 года Фрэнсис опять поселилась в Сиэтле. Мать стала ее официальной опекуншей. Фрэнсис устроилась горничной в отель, где ее некогда чествовали после премьеры «Приди и возьми это», ей вернули гражданские права, и жизнь наладилась. Фармер вышла замуж за рабочего Альфреда Лобли, но союз оказался недолговечным: через несколько месяцев супруги расстались, и Фрэнсис переехала в Юрику, провинциальный калифорнийский городок. Три года она, никем не узнаваемая, работала секретарем в фотостудии, а в 1957-м сотрудник радио Леланд Майкселл помог ей осесть в Сан-Франциско, занять должность в администрации одной из гостиниц и встретиться с журналистом местной газеты. Большая статья о Фармер заставила мир шоу-бизнеса вспомнить забытое имя. Фрэнсис снова превратилась в знаменитость. В многочисленных интервью она рассказывала о том, что выиграла битву за самоконтроль. А в ответ на вопрос ведущего телевизионного токшоу об алкоголизме и психических проблемах заявила: «Я никогда не верила в то, что больна. Но когда к человеку относятся как к пациенту, он становится таковым».

В августе 1957 года Фармер после долгого перерыва вышла на сцену, сыграв в пьесе «Меловой сад», а весной 1958 года появилась в нескольких телевизионных драмах. «Кайфолом» стал последним фильмом в карьере актрисы. Решив посвятить себя семье, она снова вышла замуж, однако спустя пять лет в очередной раз осталась одна. Все эти годы она блестяще вела в Индианаполисе телешоу «Фрэнсис Фармер представляет». Но в 1964-м у нее случился срыв, вынудивший Фрэнсис уйти с экрана. Она исполнила парочку ролей в университетском театре, попыталась заняться бизнесом, но не смогла удержаться на плаву. В 1970 году Фармер умерла от рака. …В репертуаре группы «Нирвана» есть песня «Фрэнсис Фармер отомстит Сиэтлу». Покончивший с собой лидер этого коллектива Курт Кобейн восхищался талантом актрисы и видел нечто общее в их характерах. И не случайно их с Кортни Лав дочь носит имя Фрэнсис.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *