У Джулианны Мур — две особенности, отличающие ее от других актрис. Одна связана с внешностью, другая ־ с амплуа. Во-первых, у нее огненно-рыжие волосы, а во-вторых, она умеет создавать образы неординарных женщин
В реальности она спокойная, рассудительная, любящая дом и семью. На экране у нее трудный характер, бурная личная жизнь, постоянный поиск и неудовлетворенность собой.
Джулианне сорок девять лет, но похоже, что возрастные ограничения, связанные с особенностями профессии, на нее не распространяются. Сегодня она одна из самых популярных и востребованных актрис в Голливуде. Решительность, с которой она берется за сложные роли, стала ее отличительной чертой характера.
Девочку, родившуюся в 1960 году в городке Фейет-вилл, в штате Северная Каролина, звали Джули Энн Смит. Она была старшей из троих детей. Отец ־ военный судья, а мать — психиатр. Их дружная семья не засиживалась на месте, и это, как впоследствии вспоминала Джули, пошло ей на пользу. Она закончила американский колледж во Франкфурте-на-Майне и в 1979 году поступила в школу искусств Бостонского университета. С 1983 года живет в Нью-Йорке.
Ее карьера началась на Бродвее с выбора нового имени. Фамилию Смит сочли чересчур распространенной и безликой, и актрисе пришлось придумать звучный псевдоним. Джулианна Мур играла в театре и снималась на телевидении. Исполнив роли двух героинь в телесериале «Пока вращается мир», она получила престижную награду «Эмми». В 1990 году состоялся ее дебют в большом кино — она исполнила эпизодическую роль в «Сказках темной стороны». За первым фильмом последовал второй, завоевавший успех у зрителей благодаря Гаррисону Форду. Мур досталась крошечная роль, но зато ее заметил Стивен Спилберг. Режиссер предложил ей сняться в «Парке юрского периода» без всяких проб.
Творческий расцвет Мур пришелся на 90-е годы, разноплановость ее таланта проявилась как в кассовом, так и в камерном кино. В голливудской комедии «Девять месяцев ее партнером стал Хью Грант, а в триллере «Убийцы» — Сильвестр Сталлоне Она сыграла в фильме Лео Малля «Ваня на 42-й улице» и в драме «Выживший с Пикассо». За ней закрепился имидж характерной актрисы, умеющей передавать на экране сильные чувства. Джулианна сумела забыть о себе, не повторилась ни в одной роли.
Мур всегда разная — раскованная, замкнутая, смешная, вульгарная — в зависимости от обстоятельств, одно неизменно — веснушки на белой коже и копна рыжих волос.
Через год после бешеного успеха «Парка юрского периода» молодой режиссер Пол Томас Андерсон предложил Мур одну из главных ролей в фильме о порноиндустрии. «Нельзя сказать, — вспоминает Джулианна сегодня, — что мне это предложение польстило. Но, прочитав сценарий, я поняла, что буду сниматься». Характер ее героини противоречив, поэтому актрисе показалось интересно сыграть порнозвезду — наркоманку и любящую мать. За эту роль она номинировалась на «Оскара» и получила «Золотой глобус».
В 1998 году на экраны вышла лента братьев Коэн «Большой Лебовски». В ней Джулианна создала образ экстравагантной, фривольной художницы-феминистки.
Фильму Стивена Долдри «Часы», отмеченному целым рядом престижных наград, критики уделили в свое время особое внимание. Блистательный женский триумвират Стрип — Кидман — Мур вошел в историю мирового кино. Джулианне снова выпало сыграть женщину странную, по-своему несчастную и сильную. Домохозяйка Лора Браун решается оставить мужа и маленького сына, она уходит из дома, уезжает из города, выбрав одиночество.
По словам автора сценария «Часов» Дэвида Хейра, Мур свойственна предельная эмоциональная выразительность. «Экстремальные ситуации — ее стихия, — говорит он. — Не каждой актрисе они под силу».
Четырехкратный номинант на премию «Оскар», призер Берлинского кинофестиваля, трижды лауреат Венецианского кинофестиваля, Джулианна ведет сегодня обычную, размеренную жизнь жены и матери двух детей. Она любит гулять по улицам Манхэттена. Мур всегда выделяется в толпе своей элегантностью. Кстати, ее отменным вкусом и стройностью восхищается дизайнер и режиссер Том Форд, Мур — его муза с 1998 года, когда он создал для актрисы наряд для церемонии вручения «Оскара».
Сценарий первой картины Форда «Холостяк» был создан исключительно для Джулианны, где она сыграла вдову — англичанку Чарли, прототипом которой была бабушка Форда, которую он очень любил.
С друзьями и журналистами актриса может подолгу беседовать о своих заботах, вплоть до выбора цвета мебели. Элемент драматичности, преобладающий в характерах ее героинь, остается и экране. Семейная жизни Мур устойчива и предсказуема. О ее первом брака мало что известно. Длился он девять лет. В 1996 году ее партнером, а впоследствии мужем стал режиссер Барт Фрейндлих, с которым Джулианна познакомилась на съемках. Мур старше мужа на десять лет. Их сыну Калебу двенадцать лет, а дочери Лив Хелен семь. Несмотря на востребованность, Джулианна предпочитает проводить, все больше времени в семейном кругу и значительно сократила разъезды. В одном из интервью она заметила, что семья для нее важнее карьеры.
Два года, пока подрастала Лив, Джулианна сидела дома, а в 2004 году вернулась в большое кино. Недавно на экраны вышла драма канадского режиссера Аяма Эгояна «Хлоя». И снова Мур изменилась до неузнаваемости, превратившись во взбалмошную женщину, потерявшую голову от ревности (она нанимает проститутку, которая должна соблазнять ее супруга и давать ей подробные отчет о происходящем). Это, по словам Джулианны, фильм
О том, что происходит в многолетнем союзе двоих. Охлаждение, подозрение в неверности, отдаление… Она играет то, чему относится не без иронии, зная цену простому женскому счастью.
Начав карьеру с телевидения, Мур в настоящее время возвращается к пройденному, снимаясь в комедийном сериале «30 потрясений».