В 38 лет Мерил Стрип заявила о близящемся конце своей карьеры в кинематографе, не предполагая, что и в шестьдесят будет играть главные роли в романтических комедиях. Тем не менее
это так: Мерил Стрип по праву называют сегодня королевой Голливуда, она продолжает доказывать миру и себе, что возрастных
ролей не существует, как нет и эталона женской красоты
Мери Луиза Стрип родилась 22 июня 1949 года в американском городке Саммит, штат Нью-Джерси. Ее мать была художницей, а отец служащим в фармацевтической компании. Вспоминая детство, она рассказывает, что росла в атмосфере любви и музыки, часто звучавшей в их гостеприимном доме. Девочка брала уроки пения и мечтала стать оперной певицей.
Судьба распорядилась иначе. Мерил получила образование в колледжах Вассар и Дартмут, где изучала дизайн костюмов и сценическое мастерство, а впоследствии окончила Йельский университет, отделение драмы. На сцене Йельского репертуарного театра она сыграла более сорока ролей.
В 1975 году Мерил переехала в Нью-Йорк и стала играть на Бродвее, создавая яркие образы героинь Шекспира, Миллера, Уильямса. В1977 году состоялся ее дебют в кино. Она сыграла небольшую роль в драме Фреда Циннемана «Джулия», работала на съемочной площадке с Джейн Фондой, ставшей в тот период ее наставницей. Ее первыми партнерами по фильмам были Ванесса Редгрейв и Максимилиан Шелл. В 1978 году выходит на экраны фильм «Охотник на оленей» Майкла Чимино — о войне во Вьетнаме, о нанесенных ею незаживающих душевных ранах. Этот фильм, получивший пять «Оскаров», вошел в историю мирового кино и заставил критиков заговорить о Мерил Стрип как о восходящей звезде.
Возможно, отдавая дань своему происхождению (предки актрисы — испанские евреи), она снимается в сериале «Холокост». Именно тогда она болезненно пережила смерть любимого человека и коллеги — актера Джона Казале, умершего от рака костного мозга.
В 1978 году Мерил Стрип вышла замуж за Дона Гаммера, скульптора и архитектора. С тех пор они вместе, Мерил — преданная жена и счастливая мать четверых детей. Она не устает повторять в интервью, что семья для нее — главное. 1979 год — это фильмы «Манхэттен» Вуди Аллена и «Крамер против Крамера» Роберта Бентона. Оба во многом благодаря ее игре стали культовыми. В 1981 году появилась памятная многим «Женщина французской го лейтенанта» Карела Рейша с ее особой, насыщенной образностью атмосферой.
Режиссер Алан Дж. Пакула пригласил Мерил на роль Софи Завистовски в ставшей знаменитой киноленте «Выбор Софи». Трагедия узницы концлагеря, от выбора которой зависит жизнь ее ребенка… За эту роль актриса получила второго «Оскара». Далее следуют «Влюбленные», «Изобилие», «Из Африки», «Чертополох», «Крик в ночи», «Открытки с края света» «Смерть ей к лицу», «Дом духов», «Дикая река». В1995 году выходят на экраны «Мосты округа Мэдисон» Клинта Иствуда — гимн запретной любви, взаимной и обреченной.
В 2002 году появляются фильмы «Адаптация» и «Часы». В последнем, снятом по роману Вирджинии Вулф, Стрип играет миссис Дэллоуэй — по отзывам критиков, созданный ею образ понравился бы и самой писательнице.
В 2006 году на экраны выходят фильмы «Компаньоны» Роберта Олтмена и «Дьявол носит Prada», в котором редактор глянцевого журнала мод Миранда Пристли сыграна актрисой настолько убедительно, что кажется реальным лицом, становится типическим персонажем.
Впечатляет один только список фильмов с участием актрисы, не говоря уже о широком диапазоне ее ролей драматических, лирических и комедийных.
Над каждой из них она работает сосредоточенно и скрупулезно — научилась играть на скрипке, когда это потребовалось по сценарию, и готовить изысканные блюда, хотя не особенно любит проводить время на кухне
Среди ее ролей нет случайных, и потому у многих создается обманчивое впечатление того, что сама Мерил Стрип каким-то образом влияет на выбор экранных героинь. «Я не продюсер, у меня нет своей кинокомпании, — отвергает она это предположение. — Я живу в ожидании ролей, как и мои коллеги».
Стрип называют самой титулованной актрисой за всю историю кино. У нее два «Оскара», 16 номинаций на эту самую престижную кинопремию, семь «Золотых глобусов», а также 24 номинации на «Золотой глобус». В прошлом году Мерил Стрип была включена в Зал актерской славы, примкнув к списку из 38 ее коллег. В апреле нынешнего года в ее жизни произошло еще одно радостное событие она удостоилась почетного звания члена американской Академии искусств и литературы. Первая кинозвезда, ставшая академиком за актерские достижения, она заплакала, услышав об оказанной ей высокой чести. Среди деятелей кино членами академии становились лишь режиссеры Вуди Аллен и Мартин Скорсезе.
Вот уже три десятилетия ее называют лучшей актрисой поколения, но о феномене Мерил Стрип заговорили в последнее время. Семь фильмов за два с половиной года — это, по словам Мерил, ее рекорд. Но феномен связан не с количеством ролей, а с их особой направленностью — шестидесятилетняя актриса сегодня играет своих ровесниц, живущих полнокровной жизнью, личной и профессиональной. Она далека от лакированной реальности Голливуда, делающего ставку исключительно на молодых. В прошлом году на мировой экран вышел фильм Норы Эфрон «Джули и Джулия». Изучив до мельчайших подробностей биографию американки Джулии Чайлд, легендарного кулинара, открывшего соотечественникам французскую кухню, Мерил Стрип увидела в своей героине и пример для подражания. «Это поразительно, — сказала она на одной из встреч со зрителями, — легендарная книга «Мастерство французской кухни» была опубликована 50-летней женщиной, не побоявшейся начать в этом возрасте новую карьеру».
Кинолента, пробуждающая у зрителей аппетит и к еде, и к жизни, стала символом коммерческого успеха — 121 миллион долларов составляет принесенный ею доход. И автор сценария Нора Эфрон, и исполнительницы главных ролей не скрывают торжества: лирический фильм, а не боевик собирает полные залы. Оказалось, что пропитанный ароматами кухни сюжет может быть не менее захватывающим, чем лихо закрученный триллер.
К так называемому женскому кино, ставшему интересным и мужчинам, относится и снятая недавно кинолента «Простые сложности» с дуэтом Мерил Стрип — Алек Болдуин. Она рассказываете бывших супругах, которые завели роман по секрету от своих взрослых детей.
Для сценариста и режиссера Нэнси Майерс развод стал не только ее собственной болью, но и киноматериалом. После девятнадцати лет брака главный герой уходит к молодой женщине и вскоре начинает тосковать по оставленной им жене — ее-то и играет Мерил Стрип. В любом возрасте мы живем и любим, с нашими морщинами и пропорциями, далекими от идеальных, — в этом убеждает нас актриса, для которой жизнь по-прежнему важнее кинематографа и сделанной в нем блестящей карьеры. «Я никогда не вырабатывала для себя какую-либо стратегию, — говорит Мерил Стрип. — Даже мои беременности просто случались. Я не люблю раздумывать о будущем, живу настоящим и наслаждаюсь им».
Люба Фельдшер