Когда мы говорим: «Она настоящая француженка», то имеем в виду шарм, независимость и, конечно, элегантность. И все это в полной мере относится к Жюльет Бинош, которая не просто француженка, а парижанка. Говорят, что у этой эффектной женщины и талантливой актрисы есть все шансы стать преемницей Катрин Денев и Кароль Буке как олицетворения «красоты по-французски»
Талант Бинош многогранен, она может сыграть и романтическую девушку, и вполне земную женщину — разумную, прагматичную. Она легко разбивает мужские сердца и сама разрывает надоевшие отношения. Жюльет легко влюбляется, но ценит одиночество и независимость, возможно, поэтому в свои сорок девять лет она ни разу не была замужем. «Я видела слишком много разводов, — как-то сказала она, — чтобы желать брака».
Жюльет Бинош родилась 9 марта 1964 года во Франции, в Париже, в артистической семье. Ее отец был скульптором и актером, а мать — актрисой, позже преподававшей в театральном колледже. И здесь нужно сказать, что у Жюльет «генетическая» тяга к исполнительскому искусству, ведь и ее бабушка-полька, жившая в Ченстохове, была актрисой.
Несмотря на общие интересы, родители Жюльет развелись, когда девочке было всего четыре года. Они надеялись на скорую кинокарьеру, славу, признание, а дочери казались им помехой, поэтому их отдали в католический интернат. Для Жюльет это стало ударом, от которого она, по ее собственным словам, не оправилась никогда. «Я могу понять родителей, — как-то заметила она в интервью. — Но не способна их простить».
Интерес к театру возник у Бинош рано. Искусство перевоплощения, способность прятаться за чужими душами с детства казались ей занимательными. Уже в десять лет она знала, что будет актрисой, а в тринадцать впервые вышла на сцену. В профессиональном театре, куда ее позже взяли почти без жалованья, она сначала играла в эпизодах, но постепенно ей стали доставаться все более крупные роли. «За пять лет я могла бы стать там примой. Но это было совсем не то, чего мне хотелось. Мне надо было учиться».
Жюльет Бинош из тех актрис, которые большим гонорарам предпочитают хороший сценарий, а Голливуду — утонченное французское кино. Впрочем, она снималась и в американских фильмах, но выбирала самые изысканные, например «Невыносимую легкость бытия» Филиппа Кауфмана, «Шоколад»
Лассе Хальстрема или «Английского пациента» Энтони Мингеллы. А вот Стивену Спилбергу, мечтавшему увидеть Бинош в «Парке юрского периода», отказала, заявив, что согласна лишь на роль динозавра. Спилберг оценил ее шутку и принял отказ.
У французской звезды — множество наград: американский «Оскар» и французский «Сезар», три европейских «Феликса», призы Берлинского и Венецианского кинофестивалей. Больше всего наград, в том числе и «Оскара» в номинации «Лучшая актриса второго плана», принесла Бинош роль медсестры Ханны из «Английского пациента» (1996). После Симоны Синьоре, получившей высшую награду Американской киноакадемии, ни одна представительница Франции этой награды не удостаивалась. Предполагалось, что награду в тот год получит 72-летняя Лорен Бэколл, так
Что Жюльет даже не подготовилась для торжественной речи и совсем стушевалась, услышав о решении жюри. Когда же американские корреспонденты, бравшие у Бинош интервью в ее парижском доме, захотели сфотографировать актрису с «Оскаром», та никак не могла найти статуэтку. После лихорадочных поисков «Оскар» обнаружился в ванной, а обиженным гостям смущенная хозяйка попыталась рассказать что-то про ремонт, переезд, игры детей…
В кино Жюльет Бинош нашла себя не сразу и до сих пор, по ее словам, чувствует на съемочной площадке не всегда комфортно.
Впервые она появилась на экране в 1983 году с маленькой ролью в картине «Прекрасная свобода». Большинство создателей фильмов не верили в начинающую актрису, поэтому отказы ей приходили более регулярно, чем приглашения на съемки.
Участие в картине Годара «Привет, Мари» (1985) актриса сравнивает с землетрясением. Она привыкла к театральным занятиям, училась -у матери, потом занималась с преподавательницей в Париже, которая не только не давила на нее, но была очень доброй и мягкой. И вдруг она попала на площадку к Годару, где все оказалось совсем другим. Он постоянно менял сцены, актеры ждали, он в последнюю минуту передумывал. Однажды он сочинил большой монолог, и Бинош должна была выучить его к следующему дню. Она была в панике, а Годар сказал, что даст ей наушник и будет подсказывать слова. Когда же началась съемка, оказалось, что монолог сокращен до одной фразы! При этом Бинош подчеркивает, что Годар преподал ей самый лучший урок: «Делай все сама». Это изменило видение актрисы, которая попала во взрослый мир, где не было ни мамы, ни теплых отношений. Иди и делай, что хочешь сделать, поделись своим видением с теми, с кем собираешься работать.
А затем ее пригласил сниматься в фильме «Свидание» (1985) режиссер Андре Тешине, позднее тоже ставший звездой. Но продюсеры были против, поскольку Бинош, малоизвестная актриса, сыграла лишь небольшие роли всего в нескольких фильмах. И вот за три дня до начала съемок Тешине сказал, что она должна сама поговорить с одним из продюсеров. Актриса вспоминает, как шла по улице и плакала, думая, как все ужасно складывается и как к ней все несправедливы. И в таком состоянии она пришла в офис продюсера, села, а он посмотрел на нее и сказал: «Ладно». Так она получила роль.
Жюльет говорит, что Тешине был замечательным. Во время съемок он шептал ей на ухо, руководя ее действиями; она чувствовала, что между ними возникла близость.
Настоящий успех Бинош принес фильм Лео Каракса «Дурная кровь» (1986). Режиссер был буквально поглощен актрисой, он снимал ее, по словам критиков, «как богиню кино». Сама Бинош вспоминает, что все было непросто. Впервые она увидела Каракса на площади Шатле. Она ела мороженое из круглой вазочки, и он сказал: «Ты похожа на мороженое, вся такая округлая». Сказал, что будет ее снимать, но ничего конкретного. А затем Жюльет пригласила его к себе домой и приготовила лапшу. Когда он выходил из ее квартиры, его красный чемодан открылся, и все вывалилось на пол. Жюльет начала так смеяться, что лед оказался сломан. А потом между ними возникла, по словам актрисы, мощная связь. С 1986 по 1991 год Бинош и Каракс были парой.
В фильме Каракса «Любовники с Нового моста» (1991), который критики назвали экстремальным, Бинош сыграла художницу, и в нем показаны ее настоящие картины. По этому поводу Жюльет спросили, не думала ли она, что могла бы стать художницей, а не актрисой. На что та ответила, что вообще не думала становиться кем-то, ей было достаточно самовыражения. Но когда Каракс писал сценарий фильма, они были в отпуске, и актриса много рисовала. Вот так и возникла идея сделать ее в фильме художницей. Жюльет поясняет, что рисует, когда есть время или когда ее что-то подталкивает.
Работы Бинош были выставлены в фойе Британского института кино, их 68 — 34 портрета режиссеров и 34 автопортрета в образах персонажей или изображающие восприятие актрисой этих персонажей. Так, режиссера Кеслевского она изобразила в постоянном сигаретном дыму, когда видны только его пронзительные синие глаза. А портрет Ху Сяо Сена (Жюльет снялась в его ленте «Путешествие красного воздушного шарика») — это абстракция, сам он отсутствует на картине. Это похоже на его собственные истории, в которых, кажется, режиссер не присутствует вовсе.
Нужно сказать, что фильм «Любовники с Нового моста» оказался на тот момент самым дорогостоящим в истории Европы и кризисным для отношений Каракса и Бинош, которые после него расстались.
С этой картиной связан интересный эпизод. В 1990 году актриса обратилась к президенту Франции Франсуа Миттерану с просьбой помочь в финансировании фильма. Однако тот отказался. А в 1993 году уже сам Миттеран пригласил Бинош на обед в президентский дворец. В ответ на вопрос, почему он это сделал, президент сказал: «Мне как-то приснилось, что я ее целую. Надеюсь, она станет моей любовницей». Бинош приглашение отклонила…
В промежутке между двумя картинами Каракса Бинош снялась в «Невыносимой легкости бытия» (1988) у Филиппа Кауфмана, став настоящей звездой. Ее партнерами оказались замечательные актеры Дэниел Дей-Льюис и Лена Олин. Кстати, многие считают экранизацию романа Милоша Кундеры лучше самого оригинала.
Бинош удивляется, что вообще снялась в этом фильме, так как ее выбрали в последнюю минуту, за неделю до съемок. Так что, по ее словам, она буквально впрыгнула в фильм с этим чешским акцентом, при том что едва говорила по-английски. Ей было нелегко, но роль показалась такой красивой, что ей захотелось ее сыграть.
Жюльет Бинош снискала себе репутацию непростой актрисы, даже дерзкой. Сложные отношения сложились у нее с Джереми Айрон-сом, с которым она снималась у Луи Малля в 1992 году в ленте «Ущерб». По ее словам, Айронс был замечательным, образованным, начитанным и очень порядочным актером, но он хотел, чтобы Бинош играла так, как хотел он, а с этим актриса никак не могла согласиться.
В этом же году она сыграла вместе с Ричардом Гиром в остросюжетной ленте Сигала «Грозовой перевал».
В 1993 году на экраны вышел фильм режиссера Кшиштофа Кеслевского «Три цвета: синий», где героиня переживает горе — внезапную потерю дочери и мужа. На вопрос, как она искала вдохновение для этой роли, Бинош ответила, что использовала историю своей подруги, которая потеряла мужа и ребенка. Они дружили уже пять лет, и актриса стала свидетельницей того, как ее подруга пережила свое горе, но смогла возродиться к новой жизни. За эту роль актриса получила премию «Сезар», а в сентябре у нее родился сын Рафаэль, отцом которого стал профессиональный аквалангист Андре Халл.
Жюльет Бинош удавались роли не только драматических героинь, но и романтических. Так, она блестяще сыграла роль очаровательной спутницы главного героя в приключенческой драме «Гусар на крыше» (1995). Ее партнером стал красавец Оливье Мартинес, роман с которым продлился три года.
В 1996 году в картине Энтони Мингеллы «Английский пациент» Жюльет получила роль Ханны, изначально предназначавшуюся для Деми Мур. Роль английского офицера исполнил английский актер Ральф Файнс, который сначала очень стеснялся своего грима, боялся, что будет противен Жюльет в таком виде. Талант французской актрисы был оценен по достоинству — она получила премию «Оскар» за лучшую роль второго плана. Когда журналисты спросили, обрадовалась ли она, Жюльет ответила: «Вовсе нет. В моей стране, например, известно, что как только получаешь приз, ты больше не получаешь предложений, потому что у тебя уже есть награда. Может случиться, что следующей роли придется ждать пять лет».
Но ей не пришлось ждать пять лет — спустя три года актриса удостоилась «Оскара» за участие в фильме режиссера Лассе Халльстрема «Шоколад», где ее партнером стал обаятельный Джонни Депп. Английская писательница Джоанн Харрис, автор книги «Шоколад», была просто поражена, когда однажды открыла дверь своего маленького домика в Йоркшире и увидела на пороге Бинош. Жюльет получила главную роль, ей понравилась сама книга, и она решила познакомиться с писательницей. Они провели уик-энд, обсуждая роман и будущий фильм. В знак признательности Жюльет пригласила Джоанн в США в качестве гостьи студии на церемонию вручения «Оскара».
После перерыва из-за рождения сына Бинош вместе с Жаном Рено появилась в романтико-комической комедии «История любви», где герои актеров случайно встретились в парижском аэропорту и полюбили друг друга.
Одним из достижений актрисы стало участие в 2000 году в картине «Вдова с острова Сен-Пьер» такого мэтра режиссуры, как Эмир Кустурица.
Жюльет Бинош обожает Париж, поэтому она с радостью приняла участие в 2006 году в съемках фильма «Париж, я люблю тебя» с такими талантливыми актерами, как Фанни Ардан, Стив Бушеми, Элайджа Вуд, Жерар Депардье. В нем двадцать новелл режиссеров из разных стран, посвященных любви на фоне одного из парижских кварталов.
В 2007 году на экраны вышло сразу два заметных кинопроекта с участием кинозвезды. Это «Разрыв» израильского режиссера Амоса Гитая и «Полет красного надувного шарика» тайваньского режиссера Ху Сяо Сена.
О своей личной жизни актриса рассказывает следующее. Ее четыре раза звали замуж. Дважды — в начале отношений и дважды — в конце. Жюльет никогда не говорила «нет», она просто не давала ответа. У нее был роман с Бенуа Мажимелем, который начался на съемках фильма «Дети века». В 1999 году у них родилась дочь Ханна (в период беременности Бинош снималась в фильме «Код неизвестен» Михаэля Ханеке). Она недолго была подругой актера Матье Амальрика. А с 2007 года близкие отношения связывают ее с аргентинским актером и режиссером Сантьяго Амигореной, у которого она снялась в фильме «Несколько дней в сентябре».
На вопрос, как она успевает рисовать, сниматься в кино, писать стихи, актриса смеется и говорит, что есть еще пылесос, готовка, уход за детьми, собака и три кошки… Да, она ложится спать очень усталой. Просыпаясь, думает: «Как пережить этот день?» — но в конце каждого дня приходит ощущение достигнутого, потому что она живет своей жизнью. Бинош также является крестной матерью девяти камбоджийских детей.
Когда ее спрашивают, не боится ли она стареть, актриса смеется: «Посмотрите на все эти прожилки на листьях, это ведь так красиво!» И добавляет: «Страх постареть -это самое худшее, с чем приходится справляться женщине. Но без конца смотреться в зеркало — это ужасно. Я считаю ошибкой для актрисы делать операцию, ведь твое лицо — это карта твоей души! Лица актрис должны быть книгами, которые могут читать люди. А если лицо застыло на какой-то мине, не оживает от эмоций и мыслей, которые ты должна выражать, то что же это за книга?»
О своей внешности она говорит, что никогда не чувствовала себя красивой. Это идет из детства. У них в доме не было зеркал, так что Жюльет себя никогда не видела. А мать никогда не говорила ей: «Милая, ты такая красавица!»
Жюльет Бинош снискала себе репутацию непростой актрисы, даже дерзкой. Ей удавались роли не только драматических героинь, но и романтических.
Тем не менее в свои сорок девять лет звезда французского кино Жюльет Бинош никак не хочет взрослеть. Ее тяга к остроте не ослабевает, и она готова сниматься в самых провокативных эротических сценах.
На последнем Берлинском фестивале был показан фильм Малгожаты Шумовски «Интимное интервью» (в русском прокате «Откровения») с участием Бинош, вызвавший много толков эротическими сценами. Однако сама актриса не считает, что с годами стала более эксцентричной. «Это не то, чего я ждала к данному моменту, так как и в двадцать лет была достаточно смелой, чтобы сниматься обнаженной в откровенных сценах, — сказала Бинош журналистам. — Будучи актрисой, ты должна думать о себе как о художнике, который служит чему-то большему, чем он сам». Жюльет объясняет, что если начать отделять обнаженность от других вещей, возникает проблема, поскольку погруженность актрисы в сцену должна быть абсолютной от начала до конца. Не следует задумываться, как именно режиссер снимает тебя, нужно полностью ему довериться, в этот момент сказать себе: «Пожалуйста, проходите. Хотели меня? Получайте».
В фильме «Интимное интервью» Бинош играет журналистку популярного парижского журнала, занятую темой проституции. Она следит за жизнью двух студенток, которые решают для заработка стать элитными проститутками. По ходу действия фильма журналистка оказывается вовлеченной в мир этих молодых кокоток, ее буржуазные устои и семейные отношения рушатся.
Девочки по сопровождению, рассказывает актриса, стараются не считать себя жертвами, но, по ее мнению, они именно жертвы. Их выбор вскрывает нечто глубинное в их жизни, они могут делать вид, что все в порядке, что через какое-то время займутся чем-то другим, но они все время помнят о том, чем занимаются. Бинош считает, что если бы у них был настоящий выбор, они поступили бы иначе, и ей грустно от этого.
В фильме «Космополис» Дэвида Кроненберга, который недавно прошел в Израиле без особого, впрочем, успеха, Бинош вновь демонстрирует смелость. Ее героиня, консультант-искусствовед, занимается сексом в автомобиле с молодым бизнесменом в ходе поездки по Манхэттену.
Ее партнер в фильме — актер Роберт Паттинсон, герой саги про вампиров «Сумерки». «Случайная связь, секс по-быстрому, способность отделять тело от сердца и души — все это мне знакомо», — не скрывает актриса. По ее словам, то, что сцена происходила в лимузине, создало холодную атмосферу, а сам режиссер следит за происходящим по монитору. «Я вдруг обнаружила, что совсем одна с совершенно чужим актером… На мое счастье, Роберт оказался милым и понимающим, работать с ним было приятно. Он еще в один прекрасный день станет режиссером, он хорошо понимает кино».
На вопрос об отношениях с мужчинами Бинош ответила, что партнерство — большой вызов, нужно всегда задумываться и отдавать себе отчет, что за сорт отношений между двумя людьми. Иногда это как игра и равновесие интересов, но если это любовь, тогда каждый обязан уметь отдавать. С другой стороны, мужчины и женщины очень разные. Мужчины активные, женщины пассивные. Актриса уверена, что установка на то, что женщины должны быть активны и агрессивны в сексе, как мужчины, не работает.